Возникновение и разрешение конфликтов в спортивном коллективе

Человек – существо биосоциальное, а значит, больше половины своей жизни проводит в обществе. В течение своей жизнедеятельности он становится членом разных коллективов. В детстве и юности – это школьный класс, студенческая группа, в зрелом возрасте – это рабочий коллектив. Одним из видов коллектива является спортивная команда. Вообще коллектив как малая социальная группа волновал общество все времена, так как именно от коллектива, от его атмосферы, от эмоционального состояния в нём зависит рост человека как личности.

Уменьшение количества конфликтных ситуаций — серьезная практическая проблема, стоящая как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами спортивных коллективов.

Спорт, обладающий огромным зарядом эмоций и нервного напряжения, способен оказывать на людей как положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому минимизация негативных всплесков и недопущение разрастания негативных проявлений – задача чрезвычайно важная и практически значимая. Повышение эффективное спортивно-педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности в команде требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов, возникающих между спортсменами, тренерами, руководством, судьями и т.д. Актуальность изучения проблемы конфликта в сфере спорта не вызывает сомнения, поскольку практика спортивной деятельности приводит многочисленные примеры разногласий.

Причины возникновения конфликтов в спорте

Причины возникновения конфликтов можно классифицировать, объединяя в основные группы:

Степень специфических и качественных свойств, которые могут лежать в основе спортивного мастерства.

2. Показатели роста и веса спортсменов, пол, возрастные категории.

3. Разная быстрота реакций, мышления, скорость и темп выполняемых движений.

4. Свойства личности коммуникатирующих.

В формальной сфере общения у тренеров:

— склонность к конфликтным действиям;

— желание властвовать;

— невысокие нравственные и высоконравственные ресурсы индивида;

— недостаток терпения и силы духа;

— дерзость и неточность в общении с обучающимися;

— погрешность в интерпретации исследований;

— излишняя прочность и достоверность.

У спортсменов:

— нехватка исполнительской выдержки;

— недостаток стремления усердно тренироваться;

— неумение передвигать максимальные нагрузки;

— неготовность принести себя в жертву командным интересам;

— нехватка решительных свойств.

1.Качества личности, которые могут повлиять на возникновение конфликта в неформальной сфере:

— завидность, недоверчивость, неспособность к состраданию и сопереживанию;;

— чуткость, неспособность пробраться в духовное общество ближнего;

— повышенная амбиция, надменность, славолюбие;

— меркантилизм, стремление к личной выгоде;

— агрессивность и дерзость в общении;

— пристрастие в оценках, отсутствие справедливости;

— предрасположение к конфликтному поведению.

2. Неадекватное общение:

— форма межличностного вращения и особенность действия;

— низкий уровень интеллекта, недостаток в воспитании;

— неадекватность наказаний за совершенные спортсменами проступки.

3. Отрицательные психологические состояния:

— чувственная эмоциональность, нервозность;

— бездействие-враждебность;

— физиологическое и психологическое усталость.

4. Причины спортивно-производственного характера:

— плохое состояние учебно-тренировочной базы и инвентаря;

— плохие условия проживания и питания на сборах;

— недостаток в спорт основе гигиеничных обстоятельств.

5. Причины координационного и высококлассного характера:

— плохая организация и ведение занятий;

— отсутствие моральных и материальных поощрений;

— форсирование тренировочных нагрузок;

— отсутствие гласности в решении вопросов комплектования команды.

6. Причины бытового характера:

— неудовлетворение домашних и вещественных нужд;

— конфликты в семье и ближайшем окружении.

7. Изменения иерархической структуры группы, перераспределение ролей, функций и статусов.

2. Стили поведения в конфликтных ситуациях

Сотрудничество — характеризует себя как стиль, разрешающий противоречия, назревающей конфликтной ситуации. Также можно отметить, что в данном стиле поведения субъектом конфликтных ситуаций могут разрешаться задачи, а не ориентироваться на общественные взаимоотношения и «приносить в жертву» свои ценности для свершения совокупных целей. Люди с подобным стилем поведения в конфликте рискуют своей самооценкой в условиях неприятных для жизни. На наш взгляд, стилем поведения сотрудничество обладают неформальные лидеры, которые могут урегулировать предпосылки конфликтной ситуации не только у себя, но и у других. Такое может возникнуть только тогда, когда в системе мотиваций захватывает причина свершения миссии с превосходным формированием общественного волевого контролирования.

Соперничество — характерно для сильной половины человечества, при наличии мотивации стремительно — защитного действия. Данный стиль поведения зачастую порождает большое противодействие в разговоре с коллегами, потому что разногласие будет разрешено в пользу одного из партнеров. Мы считаем данный стиль — небезопасным, ввиду того, что простая конфликтная ситуация может перерасти в непосредственный конфликт с использованием силы. Человек, у которого доминирует стиль поведения соперничество, в большей степени беспокоится за то, как оказаться в выигрыше среди окружающих. Допускается, что при выявленном у индивида такого стиля поведения, наблюдается увеличение самооценки. При применении конкретных способов психологической защиты удастся ее сохранить.

Компромисс — характерен для здравомыслящих людей, способным пойти в ущерб себе, чем помочь другим. У людей, которых доминирует данный стиль, готовы пойти на любые противоречия, лишь бы их интересы сошлись с интересами коллег. Разногласия между возникающей конфликтной ситуацией не будет решаться, они на время скроются, затем спрячутся вглубь конфликта при помощи уступки каждой заинтересованной стороны. Градационное сплочение каждой заинтересованной стороны конфликта и сокращение их к единому равновесию сил и нужд считается тактикой компромисса (данное возможно при условиях, если стороны готовы пойти на встречу друг к другу). Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что такой стиль менее эффективен в ситуациях конфликтов. Мы считаем, что компромиссное решение необходимо индивиду для более четкого осмысление условий и возможности формировать происходящие события, от индивида потребуются только ярко сформированные умственные способности.

Приспособление — стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений, доминирует у представителей женского пола, занимающих подчиненную социальную позицию на фоне неадекватной, заниженной самооценки. Субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе с участием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям.

Избегание — ориентированный на сохранение статуса своего «я», поэтому наиболее полное социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта. Тактика субъекта таким стилем поведения сводится к уменьшению или значимости событий, вызвавших конфликт. Существует еще один способ поведения индивидов с этим доминирующим стилем, который сводиться к способности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Естественно, что этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же, как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.

Индивид будет использовать тот стиль поведения в назревающей конфликтной ситуации, к которому он хорошо адаптирован (приспособлен). Доминирующим стилем поведения в спортивной сфере может выступать сотрудничество, а в личных отношениях доминировать будет стиль поведения компромисс, как самый эффективный и более удачный из всех стилей по разрешению и предотвращению конфликтов. Компромисс в данном случае, возможно, применять совместно с сотрудничеством. Как проявляет себя тот или иной стиль поведения в конфликтной ситуации зависит от его характерных особенностей. Например, у индивидов, которых преобладает уровень интроверсии, будут выражены черты, и доминировать сначала стиль избегание, а затем приспособление. Стили поведения сотрудничество и соперничество будут ярко выражены у экстравертов.

Стиль разрешения, поведения во внешнем конфликте связан с индивидуально-психологическими особенностями человека, жизненным опытом и конфликтным содержанием ситуации, которая привела к конфликту. Основной компонент последней, безусловно — это стиль поведения партнера по взаимодействию.

3. Конфликты в системе «тренер-спортсмен»

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Вместе с тем в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая следующее:

— противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

— противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;

— несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта — один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также нелегко.

Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (руководитель — подчиненный, тренер — спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться. Практика показывает, что конфликты в спортивной школе обычно вызываются следующими причинами:

— во-первых, недостатками, связанными с организацией труда, неполным и неправильным использованием моральных и материальных стимулов и т.д.;

— во-вторых, недоработками в сфере спортивной деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностями; неправильным стилем руководства, проявлением администрирования и др.;

— в-третьих, трудностями и напряженностью, связанными с межличностными отношениями внутри спортивного коллектива.

Алгоритм действий при проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе.

1.     Проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения.

2. Выявить его возможные последствия для выполнения коллективом поставленных задач и качества межличностных отношений.

3. Обосновать выводы, вытекающие из условий возникновения конфликта, и его возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем.

4. Нейтрализовать антагонистический эмоциональный настрой противников, подчеркнув совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности.

5. Объективно оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.

При подготовке к беседе исходите из того, что участники конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно). Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:

а) в чем заключается существо конфликта, как он проявляется в спортивной деятельности?

б) кто участвует в конфликте, как следует оценить его участие?

в) как влияет конфликт на выполнение коллективом спортивно-воспитательных задач, как можно избежать других негативных явлений?

Чтобы беседа по разбору конфликта протекала в деловой атмосфере, приводим примерный план ее построения:

— дайте вашу оценку сложившейся ситуации, но только после выяснения истинного положения вещей с помощью конструктивных вопросов;

— объясните участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций;

— особо подчеркните, какие последствия может иметь конфликт для выполнения спортивным коллективом поставленных перед ним задач;

— предоставьте всем участникам конфликта возможность изложить свою точку зрения о путях разрешения конфликтной ситуации;

— соответственно оцените усилия партнеров и примите их за основу для дальнейшей разработки проблемы;

— по возможности исключите различные подтасовки, недооценки, отклонения от темы, голословные утверждения с помощью контраргументов или отметьте, насколько это мешает решению проблемы;

— подчеркнуто объективно и по-деловому аргументируйте все ваши решения.

Если партнеры высказывают спорные суждения, уточните, в чем они видят конкретные возможности для решения конфликта, пусть они почувствуют свою ответственность за ситуацию в коллективе.

При принятии решений учитывайте соответствующие предложения участников, конструктивно и критически разбирайте изложенные позиции, четко и недвусмысленно обрисуйте пути и условия разрешения конфликта, а также требования, предъявляемые к поведению членов коллектива, и прежде всего к виновникам конфликта.

Чем убедительнее вы обоснуете свою позицию по отношению к виновникам конфликта (после доходчивого изложения причин и следствий, условий и следствий, цели и образа действия при разрешении конфликтной ситуации), тем в большей степени это будет способствовать стабилизации отношений в коллективе и межколлективного профессионального общения.

Доказывайте несовместимость с целями коллектива неоправданных требований, нереальных ожиданий, узковедомственных эгоистических интересов, аморальных мотивов социального поведения.

Когда вы ведете тренировки или даете уроки по физическому воспитанию, то, разъясняя что-то или показывая новое упражнение, очень важно выражаться точно, подбирая нужные слова. Только тогда, когда вы уравновешенны, вы открыто выражаете свои чувства и свободно себя держите. Тренер всегда должен помнить, что нельзя критиковать личность, можно критиковать поступки. Только такой подход общения позволяет спортсмену адекватно воспринимать информацию тренера. Грамотное общение приносит пополнение самоценности, конгруэнтности самому себе.

3. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»

Выделяют такие типы взаимоотношений: «спортсмен – спортсмен» и «тренер – спортсмен». Представленные типы взаимоотношений делятся на формальный вид и неформальный.

Формальные отношения в системе «спортсмен – тренер» заранее запрограммированы и обусловлены требованиями деятельности, подчинены её задачам.

Отношения в неформальной сфере походят и развиваются спонтанно, поэтому их труднее предугадать. Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений «тренер – спортсмен»

Среди всех взаимоотношений, складывающихся в процессе спортивной деятельности, наибольшее влияние на её результаты и на прогресс спортсмена оказывают его отношения с тренером. Они могут иметь различные содержание и направляющие причины.

Связи между спортсменом и тренером во многом зависят от установочных отношений тренера к самому себе, к спортсмену и от установочных отношений спортсмена к тренеру и к самому себе.

Уровень этих взаимоотношений, их качество и особенности оказывают как прямое, так и косвенное влияние на взаимодействие тренера и спортсмена и как следствие — на эффективность их деятельности, а затем и на спортивный результат. В свою очередь, на характер этих взаимоотношений значительное воздействие оказывают психологические особенности тренера и его манера поведения.

Наиболее благоприятной установкой спортсмена на восприятие тренера является такой, когда он видит в тренере партнёра, готового и способного к эффективному сотрудничеству в спортивной деятельности и к взаимопониманию повседневной жизни. Личность тренера, его поведение, отношение к спортсмену и их совместной деятельности способствуют не только спортивному совершенствованию воспитанника, но формированию и развитию его личности.

Факторы, обусловливающие отношения «тренер – спортсмен»:

1.     задачи деятельности;

2. система ценностей и потребности тренера;

3. представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.

Тренер и спортсмен связаны, прежде всего, субординационными взаимоотношениями, при которых тренер — руководитель наделён административной властью, а спортсмен исполнитель должен выполнять его приказы и распоряжения. Поэтому первым критерием высокого уровня взаимоотношений тренера и спортсмена выступает полное выполнение тренерских указаний спортсменом.

Если между тренером и спортсменом существуют отношения уважения, взаимодоверия, то спортсмен не боится в чем-то не согласиться с тренером, взять на себя ответственность за новые решения в изменившейся ситуации. Исходя из этого, вторым критерием оценки коммуникативных отношений является наличие творческого компонента в деятельности спортсмена при выполнении им тренерских указаний.

Если тренер служит для спортсмена примером, является для него большим авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, спортсмен будет обязательно стремиться к всестороннему общению с ним. Такое стремление к общению с тренером — один из главных показателей благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом.

Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60- 70% зависит от деятельности тренера.

Интерес к факторам и причинам позитивных или негативных отношений привёл к серии исследований, которые показали, что тренеры строят свои отношения с учениками, ориентируясь в первую очередь, на их специфические качества и только затем — на личностные, которые оцениваются под влиянием первых.

Одарённость и талант спортсменов, помогающие эффективно решать специфические задачи, во многом определяют отношение тренера к своим воспитанникам. Тренер подбирает таких спортсменов, которые благодаря своим качествам и способностям могут реализовать на практике все его концепции и взгляды, содействовать ему в удовлетворении его потребностей, связанных со стремлением занять более высокий статус в обществе.

Одним из основных факторов, определяющих отношение спортсмена к тренеру, является способность последнего создать все условия для удовлетворения учениками своих потребностей в спорте. Тренер, который способствует удовлетворению потребностей и в формальной, и неформальной сферах, пользуется у своих воспитанников особым расположением непререкаемым авторитетом.

Как показывают психологические исследования, самым негативным и болезненным для спортсмена (в 70% случаев) в системе отношений «тренер-спортсмен» является переход от одного тренера к другому, даже если это связано с повышением уровня спортивной специализации (переход из юношеской команды во взрослую).

Существенным условием успешного педагогического (тренерского) общения является взаимопонимание между тренером и спортсменами. Взаимопонимание ведёт к возникновению резонанса между тренером и спортсменами в понимании одних и тех же действий, поступков, явлений. Отсутствие взаимопонимания приводит к конфликтам, снижает воспитательное воздействие мероприятий, проводимых тренером. Если проявление воспитанником настойчивости расценивается тренером как упрямство, а проявление инициативы — как нарушение дисциплины, то тренер сам будет препятствовать развитию тех волевых качеств, которые он стремится сформировать у спортсмена. Не повысит эффективность урока физической культуры и расценивание спортсменами требовательности тренера как придирчивости.

Для установления взаимопонимания между тренером и спортсменами требуется наличие хотя бы одного из двух условий: либо совпадение оценки ситуации, либо, на худой конец, — при расхождении точек зрения понимание и оправданность чужих оценок ситуации и поступков. Однако чтобы прийти к этому, часто требуется длительный путь познания друг друга.

Поскольку наиболее активным звеном в педагогическом (тренерском) общении является тренер, рассмотрим, каким путём он может прийти к взаимопониманию со спортсменами.

Создание взаимопонимания проходит через ряд этапов: возникновение первого впечатления о партнере по общению, изучение и понимание партнёра по общению, обеспечение понимания себя партнером по общению, сближение позиций, поддержание взаимопонимания «спортсмен – спортсмен».

Все взаимоотношения между спортсменами формируются с учётом статуса, который имеет каждый член группы или команды. Если в спортивных группах, и существуют какие — то связи между лидерами и аутсайдерами, то весьма слабые и вынужденные. Это объясняется, прежде всего, стремлением каждого поддерживать отношение с себя подобным. В связи с этим для организации и проведения тренировочных занятий на высоком уровне, с максимальной пользой для спортсменов и роста их мастерства, каждый тренер обязан учитывать те взаимоотношения, которые могут возникнуть из-за разницы в уровне подготовленности спортсменов. Он должен научиться создавать команду или спортивную группу, члены которой обладают равным уровнем спортивного мастерства. Но следует помнить, что при таком положении лидеры получают максимальное удовлетворение от занятий и находятся в достаточно благоприятных условиях для повышения своего мастерства, а аутсайдеры, даже попадая в условия хорошего социально психологического климата, не будут иметь возможности для быстрого роста своего спортивного мастерства. Поэтому следует применять спарринги аутсайдеров со спортсменами, имеющими более высокий уровень мастерства.

Отношения, складывающиеся в спортивной группе или команде, не бывают незыблемыми, раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются. Часто изменения идут всем на пользу, но иногда, наоборот, эффективность деятельности падает. Во избежание отрицательных моментов в отношениях между спортсменами тренер должен постоянно контролировать динамику отношений и направлять их в нужное для группы русло. Улавливая повышение конфликтности, психологической напряжённости, он должен принимать необходимые меры.

К основным признакам коллектива, положительно влияющим на эффективность спортивной деятельности, относятся:

— способность и готовность отдельных членов коллектива к совместной деятельности;

— коллективные нормы;

— структурные отношения членов коллектива;

— задействованность коллектива в более крупной кооперации.

Способность и готовность отдельных членов коллектива к совместной деятельности не рассматриваются как абсолютные величины для определения степени их участия в деятельности коллектива. Индивидуальные способности и готовность к деятельности лишь тогда полностью реализуются в коллективе, когда установлена общая цель этой деятельности для всех членов коллектива и осуществляется координационное руководство для достижения данной цели.

Индивидуальные способности только тогда могут быть полностью использованы коллективом, когда данному индивиду отведено соответствующее место (роль) в структуре коллектива. Наиболее успешными являются обычно коллективные действия тех спортивных команд, в которых каждый член чётко сознаёт, что его индивидуальная деятельность будет полезной для команды лишь при его удачном взаимодействии с товарищами и при условии, что он хорошо знает своё место в системе игровых связей команды. Возможности даже хорошо физически и технически подготовленного спортсмена будут использованы не в полной мере, если он не скоординирует свои действия с действиями других членов команды.

Нормативно — специфические оценки деятельности и поведения членов коллектива определяют тесную связь между нормами и структурными взаимоотношениями в коллективе. Центральную позицию внутри коллектива занимает спортсмен, наиболее отвечающий установленным нормам. Чтобы нормы спортивного коллектива стали существенными для отдельных спортсменов, они должны сознавать, что их деятельность и поведение постоянно оцениваются всем коллективом. Такая внутренняя оценка имеет тесную взаимосвязь со структурными особенностями коллектива.

Управление поведением сводится к предсказанию поведения человека в определённой ситуации и организации этого поведения в нужном направлении. В общем, виде организацию желаемых взаимных влияний в команде можно представить как процесс управления характером, направленностью и интенсивностью межличностного общения с учётом специфики требований и условий совместной деятельности, индивидуально — психологических и социально — психологических особенностей членов коллектива.

Вначале целесообразно регулировать коммуникативное поведение (его характер и интенсивность) в команде в целом. Для этого вводится специальная инструкция, ориентирующая всех спортсменов главным образом на желаемое общение во время взаимодействия. При всей продуктивности общекомандных воздействий, чтобы оптимизировать психические состояния конкретных спортсменов, необходима специальная работа с определёнными партнёрами, т. е. межличностный уровень регуляции коммуникативного поведения.

При работе с лидерами команды тренер должен проделать следующую подготовительную работу:

1) провести серию наблюдений за общением и результативностью деятельности лидера в соревнованиях для выявления того, в каких именно ситуациях поведение этого спортсмена является нежелательным для коллектива, а также для ответа на вопрос о том, насколько типичным является это поведение, на кого чаще всего бывают направлены негативные реакции лидера;

2) выявить внутреннюю психологическую картину этих конфликтных ситуаций в ходе индивидуальных бесед и опросов всех участников деятельности;

3) проанализировать поведение лидера с ним самим, пытаясь выяснить, как он понимает и воспринимает своё поведение в критичных для коллектива ситуациях, какую роль он отводит себе в управлении коллективом.

После этого составляется программа конкретных действий и поведения лидера в конфликтных ситуациях с ориентацией спортсмена на контакт с определённым партнёром (партнёрами).

При работе с ведомыми тренер должен специально обучать их навыкам эффективного общения и умению активно противодействовать неблагоприятным воздействиям извне и формировать у них благоприятные установки и отношения к межличностным контактам с другими членами коллектива.

Так же как и при работе с лидерами тренер должен применять систематические наблюдения за деятельностью и общением ведомых, индивидуальные беседы с ними, совместно анализировать их поведение и эмоциональные состояния. При этом надо выявлять наиболее психотравмирующую ситуацию общения и причины выраженной дезорганизации коммуникативного поведения спортсменов.

Создание благоприятного социально — психологического климата для лиц, находящихся в изоляции или имеющих низкий психологический статус, иногда может быть тем методическим приёмом, который необходим для роста и расцвета их спортивного мастерства. Естественно, что многообразие спортивной жизни, обилие различных ситуаций, на которые в каждом конкретном случае накладывают отпечатки индивидуальные и личностные особенности спортсменов и тренеров, не позволяют нам давать строгие рецепты по изменению межличностных отношений, однако в принципе подобная работа, проводимая с учётом специфики момента и особенностей её исполнителей, не только возможна, но и целесообразна.

5. Профилактика и разрешение конфликтов в спорте.

Так как в любых различных взаимоотношениях конфликты неминуемы, в таком случае конструктивно допустимое разногласие создает вероятное согласие и гармонию в отношениях.

Не следует: остерегаться конфликта, подвергать наказанию безмолвием иди «бастовать», совершать тайные атаки, придаваться разногласий, что не имеет к ним прямого отношения, симулировать согласие, держа камень за пазухой, преждевременно приносить извинения, подрывать силы другого человека, усиливая его тревогу или угрожая ему.

Следует: ссориться наедине, в отсутствие детей, отчетливо отметить объект спора и формулировать своими словами позицию другого человека, описывать свои отрицательные и положительные чувства, вносить позитивные предложения, нацеленные на обоюдное усовершенствование, договариваться слушать позиция о собственном действии.

Функциональный аспект к разрешению и предотвращению межличностных столкновений реализуется посредством педагогической, воспитательной работы тренера и содержит фактическую нацеленность. С целью урегулирования инцидентов тренеру следует сосредоточить интерес на своих указаниях, а никак не на позициях участников инцидента.

Игрокам необходимо соблюдать принципы «эмоциональной выдержки», которые заключаются в осознанном контроле собственных чувств и эмоций, а также и индивидуальных особенностей каждого участника конфликта.

С целью улучшения результативности командных итогов, необходимо обучиться технике конструктивного выстраивания отношений, с помощью специально разработанного общественно-эмоционального тренинга.

Для этого используется тренинг, который включает несколько игровых упражнений для «командообразования», и направленный на сплочение коллектива («Невидимая связь», «Пантомима», «Портрет», «Фигуры», «Ассоциации»), и групповые задания, формирующие взаимосвязи между игроками («Согласование ритма», «Олимпийский огонь», «Объединение»)(Приложение № 1).

В спортивной деятельности для предотвращения конфликта можно придерживаться следующих положений:

— постоянно держать в поле зрения характер взаимоотношений спортсменов в группе, фиксировать его изменения;

— заботиться об установлении доверительных отношений со спортсменами, чтобы получать всю необходимую информацию от них самих, не прибегая к помощи посредников;

— грамотно пользоваться критериями оценки – нормативным, сопоставительным и личностным – для регуляции отношений в команде по линии «сотрудничество-конкурентность»;

— дайте партнеру по команде высказать все свои претензии. Необходимо помнить, что человек в состоянии эмоционального возбуждения плохо воспринимает информацию и может неадекватно реагировать на ситуацию.

— сдерживайте эмоциональную агрессию спокойным состоянием и говорите с партнером, соперником или тренером на фоне положительных эмоций.

— следите за тем, чтобы у вас или у вашего соперника, или тренера не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.

— старайтесь делать общение с конфликтующим человеком открытым.

— научитесь правильно слушать. Проявляйте при этом заинтересованность и уважение к сопернику, тренеру или игроку по команде.

— предложите партнеру, сопернику или тренеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

— независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения.

6. Рекомендации тренеру по разрешению конфликтов

в детской спортивной команде.

В любой детской команде неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока команда формируется, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны. Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов.

Дети сердятся, когда чувствуют, что кто-то обидел их чувства. Когда дети злятся, их сердца начинают быстро биться, у них много накопленной энергии, и им нужно «выпустить пар». Хорошо, если они понимают, что они должны выражать свои чувства словами, что они не должны драться или говорить то, что может оскорбить других, поскольку это только ухудшит ситуацию.

Надо ли тренеру вмешиваться в конфликтные ситуации?

• Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. Ведь дети должны приобретать опыт.

• В том случае, если ситуация ухудшается и конфликты систематические, тренеру необходимо детально разобраться в природе ссоры между детьми, выяснить, почему произошёл спор.

• Прежде всего, для детей важно быть услышанными и проговорить ситуацию до мелочей: почему каждая из сторон ссоры поступила так, а не иначе, по какой причине этой действие кажется обидным или несправедливым. Для малышей крайне необходимо, чтобы взрослые прониклись ситуацией и прочувствовала их эмоции.

• Если в команде происходит «травля» кого-то из игроков или команда поделена на группы, «враждующие» между собой, то необходимо обязательно вмешаться.

• Детские конфликты лучше предупреждать!!! Важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в команде необходимо системное обучение игроков навыкам конструктивного общения.

Наблюдайте за командой на поле и вне его!!!

Тренеры могут контролировать климат команды двумя способами, которые дополняют друг друга:

1.     Через внимательное наблюдение за поведением, коммуникациями, интерактивными стилями среди игроков, особенно в моменты вне поля.

2. С помощью диагностических методов таких как, например, «Социометрия».

Небольшие ссоры или взаимное раздражение не являются чем-то необычным у детей и подростков и происходят снова и снова. Но если это целенаправленное поведение по отношению к отдельным лицам, его можно рассматривать как издевательства («травля»), которые подвергают пострадавших сильному психологическому давлению. Этот тип агрессии может быть прямым или косвенным (более трудным для обнаружения).

Наблюдайте за игроками: необходимо внимательно следить за всем, что мы видим и слышим, потому что в случае издевательств это никогда не произойдет перед тренером. Многие агрессоры идеально ведут себя в нашем присутствии, но когда они думают, что мы их не видим, они поступают по-другому. Полезно понаблюдать тип взаимодействия, которое происходит между игроками, когда они не на тренировке и не контролируются взрослым.

Наблюдайте, как развивается внутренняя динамика группы, и избегайте формирования «банд» и социального неприятия какого-либо члена команды.

Если такое происходит, тренер должен обязательно вмешаться!!!

Поэтому, как тренер, вы должны следить за своей командой и быть чувствительными даже к малейшим конфликтам.

• Есть ли в команде игрок отстраненный?

• Как дети общаться друг с другом?

Дружба не обязательна, но взаимное уважение должно быть!

Вы не можете требовать от детей, чтобы все игроки дружили друг с другом. Наконец, вы же также выбираете своих друзе «по душе», а не из-за рекомендаций других лиц или начальства.

Типы издевательств.

Физическое: состоит из атак непосредственно с помощью ударов, толчками и объектами. Также может произойти повреждение личных вещей жертвы или кража.

Вербальное: самое обычное. Слова обладают большой силой и подрывают чувство собственного достоинства жертвы посредством унижений, оскорблений, прозвищ, публичного неуважения, распространения ложных слухов, оскорбительных телефонных сообщений или звонков.

Психологическое: это осуществляется с помощью угроз, чтобы спровоцировать страх или просто заставить жертву делать то, чего он не хочет и не должен делать.

Социальное: оно заключается в исключении и постепенной изоляции жертвы. На практике преследователи не позволяют жертве участвовать, либо игнорируя его присутствие

Проанализируйте индивидуальные показатели: Если мы заметили, что ребенок намного ниже своего обычного уровня, систематически совершает одни и те же ошибки, не получает передачи от своих сверстников, когда они являются наилучшим вариантом … может существовать вероятность того, что причиной является причиной тайных «издевательств». Он тише, беспокойнее, чем обычно. Постоянные боли в животе или отсутствие на многих тренировках также могут быть симптомами того, что что-то происходит в коллективе детей

Обратите внимание, есть ли игроки над которыми товарищи по команде:

• смеются, оскорбляют его или дают оскорбительное прозвища;

• постоянно обвиняют его, когда что-то идет не так;

• не разговаривают с ним или игнорирует его;

• не хотят делать упражнения с ним.

Сотрудничайте с родителями: они не наши враги и диалог обогащает. Это люди, которые хотят добра для своего ребенка, и мы должны поговорить с ними, если мы подозреваем, что есть случаи издевательств.

Главная опасность запугивания — молчание всех вовлеченных сторон, некоторые из которых знают, что они делают неправильно, а другие молчат из-за стыда или страха перед репрессиями. Пока ситуации с запугиванием не раскрыты, кто-то может страдать в течение многих месяцев или даже лет, пока у него не хватит смелости сказать «Достаточно «.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here